oldporuchik (oldporuchik) wrote,
oldporuchik
oldporuchik

Categories:

Что ЦРУ было известно в 50-х о Калининграде и Болшево

ЦРУ выкладывет некоторые свои архивы в сети.
Я узнал про это по наводке моего френда dennism, который выложил аналогичные сведения про свой город Фрязино Фрязино на карте ЦРУ 1950 года
И вот, пожалуйста, читайте про Калининград.
Я перевел, как смог, текст (не ругайте за неправильные куски, лучше укажите на ошибки, я поправлю).
Исходный текст содержит много купюр, я обозначил их в переводе квадратными скобками.
Должен сказать, что ЦРУ не обладало какими-то особо ценными сведениями о работе НИИ-88 и завода № 88.
Много этих сведений было получено от немецких специалистов, работавших там в конце 40-х - начале 50-х годов.
Остальное было записано по наблюдениям из окон электричек и автомобилей на Ярославском шоссе.
Привязать изложенные сведения к существующим ныне объектам я предоставляю френдам и читателям моего ЖЖ.



Центральное разведывательное управление
Информационное сообщение
Секретно

Страна СССР (Московская область)
Тема район Калининград/Болшево
Дата 17 февраля 1954

Введение
[ ] почва в районе Калининград/Болшево - песчаная, позволяет культивировать картофель и кукурузу, скорее в индивидуальных хозяйствах, чем в колхозах.
[ ]
Три летних месяца июнь, июль и август жаркие, как в тропиках. Однако бывают ночные заморозки в сентябре и мороз в начале октября. В длинную зиму температура падает до -35°С. Потепление происходит не позднее середины апреля; часто праздник 1 Мая совпадает с первыми теплыми и солнечными днями в году.

Обозначения к рисунку (стр.5)
(1) Электрифицированная двухпутная железная дорога от Ярославского вокзала Москвы через г.Бабушкин. Поезда по этой линии ходят часто, каждые полчаса и даже еще чаще; они содержат от 6 до 8 вагонов, которые более вместительные, чем немецкие вагоны и, возможно, длиннее. [ ] Рельсы уложены на песчаной почве и незначительно возвышаются над окружающим ландшафтом. [ ] дороги пересекаются на одном уровне. [ ] у станции Мытищи к востоку от дороги расположен очень большой завод, тянется приблизительно 500 метров.



На территории завода наблюдается большое количество бронировнной техники, по большей части ржавой. (Примечание: Это несомненно упоминаемый в вопроснике по СССР сборочный завод вагонов и моторов соответственно. [ ]) Мытищи - это город с населением не менее 15 тыс. Это один из нескольких довольно больших городов с железнодорожной станцией. Город достаточно известен, поэтому на рисунке он не показан.
(2) Продолжение упомянутой выше двухпутной ж.д. в сторону Пушкино и Загорска.
(3) Железнодорожная ветка в Монино через Подлипки и Болшево, которая также электрифицирована, имеет два пути до Болшево. От Болшево до Монино один путь. По этой ветке интервал движения поездов 45 минут - один час. Информация по станциям Подлипки и Болшево имеется в пунктах (14) и (15) ниже.
(4) Ж.д. ветка от Болшево до Фрязино, однопутная. Электрофицирована в 1947 году, ранее использовалась как грузовая.
(5) Магистральная дорога из Москвы в Ярославль через Мытищи, Пушкино и Загорск. Хорошо построенная дорога приблизительно 8 метров шириной, имеет щебеночное покрытие. [ ] не имеет сезонных ограничений по климатическим условиям. Пешеходы движутся по обочине дороги; тротуар отсутствует.
(6) Дорога в Болшево. Ответвляясь от главной дороги, эта дорога имеет сначала щебеночное покрытие, но потом становится хуже и вблизи Болшево находится в плохом состоянии. Построенная как двухпутная, зимой становится однопутной; когда встречаются два автомобиля, один из них вынужден выехать за пределы дороги в глубокий снег.
Деревянный мост через реку Клязьма (которая имеет ширину около 15 метров) находится в таком плохом состоянии, что немцы, которые ездили на автобусе через Болшево на завод № 88 в Подлипках, всегда выходили из автобуса и он ехал через мост пустым. Небольшие пешеходные мостики через Клязьму часто разрушены, потому что зимой их разворовывают на дрова.
Болшево насчитывает около 5-6 тысяч жителей, хотя он покрывает площадь вокруг Клязьмы. За некоторым исключением все здания выполнены из дерева, а крыши покрыты железом, включая станцию Болшево, почту и пожарную команду. Имеется две церкви, одна из них используется для богослужений, а другая частично разрушена; обе находятся вблизи ж.д.станции. Имеется довольно большая прядильная фабрика вблизи Клязьмы, Трех-четырех этажные корпуса из красного кирпича, около тысячи рабочих.



Еще одно промышленное предприятие в Болшево, тоже вблизи Клязьмы, механический завод неизвестного назначения, работает около 100 рабочих. Немецкие технические специалисты располагались в бывшей царской резиденции, которая впоследствии использовалась как санаторий для деятелей кинематографа.
(7) Новые сооружения, приблизительно 50х50 метров и 20 метров высотой, на заводе № 88 в Подлипках, не достроены до конца [ ] Огромное сооружение из стали без перекрытий от земли до крыши; [ ] сооружение может быть использовано для вертикальной сборки ракет V-2, эта технология была использована немцами в Пенемюнде (длина ракеты - 14 метров).
(8) Серый железный остов, очень старый и выглядящий полуразрушенным.
(9) Трехэтажное офисное здание длиной 60-70 метров, шириной метров 15. На первом этаже довольно большие залы, тогда как второй этаж разделен на меньшие помещения. Немцы работали в этом здании; [ ] им не было позволено посещать другие здания на территории завода.
(10) Двухэтажное офисное здание, где работают около 100 или больше советских инженеров и конструкторов.
(11) Некоторое количество больших ангаров, некоторые из них до 150 метров длиной и до 40 метров шириной. [ ] (серийное) производство управляемых ракет может быть организовано в упомянутых выше ангарах, [ ] на дворе большие насосы, похожие на используемые в нефтяной промышленности. [ ] погрузка вагонов на подъездном пути. (Примечание: Все
упомянутые выше здания (7) - (11) являются частью завода № 88 и расположены на площади около 800х800 метров. Все это огорожено двухметровым забором, охраняется военизированной охраной (среди неё много женщин), которая патрулирует эту территорию, как написано в вопроснике по СССР. Главный вход на завод находится между зданиями (9) и (10); то есть на дороге Москва-Ярославль, доступ на завод предоставляется по пропускам, которые периодически обновляются. [ ] Завод № 88 был первоначально орудийным, в 1941 году был эвакуирован за Урал [ ] На заводе работает 6-8 тыс. рабочих; [ ] только в одну смену.
{прим. переводчика: из-за купюр текста неясно, то ли завод работает в одну смену, то ли в одну смену работает до 8 тыс. рабочих}
(12) Ж.д.ветка, на которой несколько месяцев летом 1947 года стоял испытательный поезд А4. Он был темно-зеленого цвета и состоял из 10 вагонов.



(13) Небольшой военный аэродром, примерно 1х1 км, возможно не используется. [ ] На северной границе аэродрома несколько деревянных бараков, где работали несколько немецких слесарей и механиков. [ ]
(14) Ж.д.станция Подлипки. [ ] местности или населенного пункта с таким названием в окрестностях нет. Подлипки - это просто наименование ж.д.станции Калининграда, центр которого находится в 2-3 километрах к югу от станции. Сама станция Подлипки представляет собой деревянное сооружение, в котором имеются билетная касса, ресторан и парикмахерская. Имеются деревянные платформы по обеим сторонам ж.д.линии и деревянный мост через неё. Железнодорожных мастерских нет. К югу от ж.д.линии отходят 2 или 3 подъездных пути, показанные на рисунке, имеется временный склад (около 150 метров длиной) материалов, привезенных из Германии, таких как металлические листы, трубы, железные решетки и т.д. Чуть дальше, чем путь, ведущий от станции в город, [ ] современный город с большим числом квартир. Построенные из бетона и побеленные, с железными крышами, эти кварталы выделяются среди деревянных домов. Трехэтажные дома выглядят необычно для СССР, так как все квартиры имеют балкон. В Калининграде проживает около 15 тыс. жителей, имеется несколько школ, большая больница и несколько превосходных ресторанов.
(15) Станция Болшево примерно такая же, как Подлипки. [ ]
(16) Два механических завода [ ] Оба завода обнесены высокими деревянными заборами. Около одного из них большая статуя Ленина.
(17) Многочисленные каменные сооружения, напоминающие бараки, возможно военный полк. В нем необычно большое количество офицеров. Хотя территория обнесена деревянным забором, немцы, которые дважды в день проезжали тут на автобусе, мельком один или два раза видели ракету V-2 и таким образом пришли к выводу, что военные, обитающие тут, обучаются и тренируются в обращении с управляемыми ракетами.
(18) Канал Москва-Волга, [ ] не искусственный водный путь, как представляется из названия, используется для водоснабжения. [ ] по крайней мере на территории Калининграда и Болшево вода течет по трубам на глубине 4 метра под землей. Трубы покрыты насыпью шириной 12 метров, высотой 5 метров. Насыпь покрыта растительностью, дорога из Подлипок в Болшево (см. п.6) проходит над ней. Военные наблюдают и патрулируют "канал".


Subscribe

  • К нам повадился вор-воробей

    Тьфу, не воробей, а голубь. Вот он, красава: А может быть не голубь, а голубка? Утром прилетит, дождется, когда ему насыпят пшена и хлебушка,…

  • Телефон-неавтомат

    Я помню, что до 1961 года телефон-автомат принимал 15-копеечные монеты (пятиалтынник).

  • Шарада

    Первый слог - лошадь. Второй слог - не совсем лошадь. Всё вместе - совсем не лошадь. Ответ под катом

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments