oldporuchik (oldporuchik) wrote,
oldporuchik
oldporuchik

Categories:

Что ЦРУ было известно в 50-х о НИИ-88 в Калининграде

ЦРУ выкладывет некоторые свои архивы в сети.
Вот, в частности, информация по Калининграду и Болшево [ читать ]
Теперь о НИИ-88.
Авторы текста считают, что в НИИ-88 специалистами были только немцы, привезенные из Германии, которые сначала работали в Подлипках, а затем перевезены в Городомлю, в район озера Селигер, вблизи города Осташков.
Исходный текст содержит много купюр, я обозначил их в cвоем переводе квадратными скобками.



Центральное разведывательное управление
Информационное сообщение
Секретно

Страна СССР (Московская область)
Тема НИИ-88 в Подлипках
Дата 31 марта 1954

Организация и структура НИИ-88
1. НИИ-88 в Подлипках разделено на две части. Одна часть это институтский корпус с присоединенными к нему мастерскими. Другая часть это аэродром и мастерские при нем и небольшой экспериментальный стенд для испытаний моделей камер сгорания. Специалисты в электронных лабораториях объясняют устройство электроприборов и аппаратуры V-2 для советских рабочих.

2. Специалисты, работающие на аэродроме, заняты в чисто оборонных программах. В отличие от институтских лабораторий эти специалисты могут посещать все помещения на аэродроме без специального разрешения. Помещения и мастерские оборудованы так, что лимитируют доступ немцев к различным частям аэродрома во избежание вмешательства в процесс сборки. Там имеются следующие рабочие группы:
а. Разработка силовой части под командованием подполковника Уманского, группу немецких специалистов возглавляет доктор Umpfenbach.
b. Разработка общей компановки V-2 под командованием подполковника Королева, группу немецких специалистов возглавляет инженер Jaffke.
с. Проектирование электрического оборудования (проектирование управления) для V-2.
d. Мастерские под руководством инженера Apel.



3. Недалеко от институтского здания имеется большой корпус с двумя цехами. Около него несколько цехов, в которых хранятся собранные V-2. Упомянутые цехи оборудованы токарными станками, прессами и другими станками разных типов современной конструкции. Также имеются склады, где имеются почти все необходимые компоненты для сборки ракет V-2. Всё это привезено из Германии. Все цеха имеют подъездные пути от ж.д.линии.

4. В 1945-46 гг. специальный поезд (Funkmesszug) был сформирован в Бляйхенроде и Клейн Бодунген. Поезд оснащен необходимым инструментом и имеет современные спальные вагоны. Он спроектирован для обеспечения пусков ракет V-2s и снабжен радиолокатором. V-2s, готовые к пуску, хранились на специальных платформах поезда. Этот спецпоезд стоял на рельсах возле завода в Подлипках. Ещё несколько V-2 находились в цехах завода. Завод охраняется целиком, поезд охраняется отдельно. Никаких сооружений для проведения испытаний на территории завода нет.

5. Существует мнение, что завод в Подлипках предназначен только для ознакомления советских техников и инженеров с ракетной техникой и показа рабочим процессов и операций, необходимых в их работе.

6. Аэродром используется как заводская посадочная площадка. Самолеты пяти-шести старых типов находятся на открытой стоянке. Приданные аэродрому сооружения используются для различных задач исследования V-2. Все необходимое оборудование, которое весьма примитивно, было поставлено в эти сооружения после прибытия немецких специалистов.

7. Гидролаборатория, электролаборатория, сборочный цех, механический цех, склад материалов и проектное подразделение обесечивало работу группе доктора Umpfenbach.
Эта группа имела задачу перепроектировать двигательный отсек (Antriebsblock) V-2 так, чтобы получить большую дальность. Доктор Umpfenbach решил поэтому заняться проблемой возврата горячих газов из камеры сгорания на турбину, тем самым исключая Т-секцию. Над этой проблемой работали еще в Пенемюнде. Решение д-ра Umpfenbach’а взять на себя эту проблемой вновь существенно увеличило срок пребывания немецких специалистов в СССР. С другой стороны, подполковник Королев хотел установить на V-2 вторую Т-секцию вместо того, чтобы использовать газы (из камеры). Это не встретило одобрения со стороны д-ра Umpfenbach’а, так как он считал, что дополнительное оборудование увеличит сложность, а тем самым и повысит вероятность ошибок, а также и вес ракеты. Кроме того, д-р Umpfenbach полагал, что увеличение дальности примерно на 100 км не оправдывает затрат рабочей силы и материалов. Невзирая на оппозицию Umpfenbach’а, подполковник Королев с его немецкими коллегами продолжал свой проект. В этой группе были Jaffke, Wenzel, Jurschick, Schoemann и Fr.Coermann. Вторая Т-секция была установлена сверху укороченного двигательного отсека, который был изготовлен в группе доктора Umpfenbach’а. Для изготовления чертежей этой рабочей модели было придано несколько советских техников. Королев хотел запустить улучшенную таким образом V-2 на полигоне Капустин Яр. [ ]
Благодарю Игоря Лисова за уточнения моего кривого перевода на русский этого фрагмента



Устройство территории

8. В основе работы НИИ-88 лежит его коллектив. Все работы, проводимые в НИИ-88, заказаны Министерством вооружений. Центральным является завод № 88 в Подлипках, которому также принадлежит аэродром. На рисунке (стр.5) приведена примерная схема расположения НИИ-88 в Подлипках. Цифрами на рисунке обозначано:

Пункт 1 - Территория завода № 88
Пункт 1а - Административное здание, называемое зданием института
Пункт 1b - Двухэтажное кирпичное здание, в котором работают советские конструкторы

Пункт 2 - Территория аэродрома. Приблизительное расположение зданий аэродрома приведено на рисунке (стр.6).
1. - помещение охраны, там всегда находится вооруженный пистолетом охранник
2а. - гидролаборатория
2b. - электролаборатория
2c. - сборочный цех
2d. - механический цех
2e. - материальный склад
3a. - пустой авиационный ангар
3b. - офис группы доктора Umpfenbach
4a. - сборочный и экспериментальный цех группы Королева
4b. - проектанты группы Королева
5. - место хранения и испытателный стенд собранных изделий Королева
6. - проектанты электрических и высокочастотных приборов, используемых на V-2
7а. - место хранения камер сгорания и турбоагрегатов
7b. - пространство аэродрома

Пункт 3 - Шоссе Москва - Загорск

Пункт 4 - улица через центр Подлипок

Пункт 5 - Железнодорожная станция Подлипки



Пункт 6 - электрифицированная железная дорога из Москвы в Болшево

Пункты 7, 8 - подъездные пути к заводу и аэродрому

Пункт 9 - улица вдоль аэродрома, параллельная главной улице

Меры безопасности

9. Ограждающий забор охватывает всю территорию завода. На въезде в завод и по периметру забора дежурят охранники. На аэродроме забор возведен вдоль проходящей вдоль него улицы. С остальной стороны аэродром окружен колючей проволокой. В рабочее время немцам не позволялось покидать здания института.

Персонал

10. Весь персонал НИИ-88 за исключением обслуживающего персонала прибыл сюда из Германии в октябре 1946 года. (см. стр.7). В феврале 1947 года пять специалистов были направлены из Городомли в Подлипки. Первые специалисты, которые покинули Подлипки, были те,кто уехал в Городомлю в апреле-мае 1947 года (а также некоторый обслуживающий персонал). Остальные специалисты были посланы в Городомлю в феврале, марте и апреле 1948 года, за исключением доктора Siemund который оставался до июля 1948.

11. [ ] Большинство советских специалистов не соответствовали немецким стандартам. Исключением были:
Победоносцев, директор НИИ-88. Он был изобретателем "Сталинского органа" (многозарядной ракетной установки) и лауреатом сталинской премии. Он был профессор, хороший организатор и понимал проблемы немецких специалистов.
Королев, руководитель группы разроботчиков ракеты в целом. Он был весьма компетентен и способен к самостоятельным исследованиям.
Флоров, способный ассистент доктора Umpfenbach.
Уманский, руководитель группы по силовым установкам и начальник аэродрома. Он был наиболее наблюдательным по натуре. Позже его заменили.

12. Немецкие специалисты жили в домах, арендованных НИИ-88 в Пушкино, Мамонтовке, Клязьме, Болшево и Валентиновке.







Министр вооружений => НИИ-88 Подлипки, Завод № 88 (Директор Победоносцев) =>
Филиал 1 (Городомля); Филиал 2 (полигон Капустин Яр)

Далее следует перечень немецких специалистов, работавших под руководством Победоносцева, Королева и Уманского.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments