oldporuchik (oldporuchik) wrote,
oldporuchik
oldporuchik

Categories:

Метро времен СССР

Московское метро во времена СССР более-менее помнят только люди старше сорока, да и то не все. Некоторые успешно забыли, а некоторые и не знали вовсе.
Нам напомнит всё это книга Анатолия Рубинова «Со служебного входа», а конкретно – глава «Метро».

Я нашел эту главу в сети, но текст там обрывается на полуслове, а самое интересное (на мой взгляд) – дальше, под заголовком

КАК СЧИТАЮТ ПЯТАКИ
(Далее – краткое содержание в виде цитат)

Была такая работа – рвать бумажки. Но потом придумали АКП – автоматический контрольный пункт. Сейчас (речь идет о 1979 годе) в метро 1600 АКП.

Когда-то существовали аварийные бригады контролеров. В час пик десятки людей рвали бумажки и бросали оторванные части в высокие металлические урны, которые несколько раз в день вытряхивали на помойку.

До войны каждая станция имела собственные билеты, на которых было написано её название. Денежная реформа 1961 года позволила решить проблему создания АКП, вместо 50 копеек билет в метро стал стоить 5 копеек, а пятак стал пропуском в метро. Одновременно появились автоматы для размена на пятаки монет 10, 15, и 20 копеек. Бумажные деньги и монеты менее 5 копеек можно было разменять в разменных кассах.

Началось противостояние технической мысли конструкторов АКП с пытливыми пассажирами, в основном с мальчишками. Мальчишки находили способы обмануть АКП (быстро прошмыгнуть, закрыть фотоэлемент и пройти целой цепочкой и т.п.), конструкторы совершенствовали АКП и фиксили «дыры». Например, на заре телеграфа, один молодой телеграфист придумал приспособление, которое ночью, когда не было работы, каждые полчаса отстукивало контрольное «А». Автором был Томас Эдисон.

Теперь в метро нельзя пройти даже вбросив в АКП пятак старого (до 1961 года) образца, хотя отличие этого пятака от нового почти не ощутимо.

Подсчитано, что внедрение АКП в год экономит около 70 тонн бумаги, которая раньше шла на печать билетов. Но до 25% пассажиров не пользуются АКП. Они покупают бумажные книжечки из 10 билетов, месячные проездные билеты, а Герои Советского союза, Социалистического труда, персональные пенсионеры, работники метро, милиции и дружинники – при исполнении служебных обязанностей – пользуются метро бесплатно, проходят туда по предъявлению удостоверений. Стоит задача освободить контролеров от этой работы, надежда на специальную магнитную карточку.

В метро ежедневно обменивают до 15 миллионов пятаков, в три раза больше, чем потом их попадает в АКП, метро стало гигантским разменным пунктом. За обеспечение пятаками метро платит инкассаторам 6 рублей за каждые 20000 пятаков (1000 рублей). Предлагали для оплаты проезда ввести жетоны, но это равносильно появлению еще одной монеты, надо потратиться на ее изготовление, надо больше автоматов для размена, в том числе такие, где меняют пятак на жетон, который стоит те же 5 копеек. От этой идеи отказались, смирились с нахлебником – другим потребителем пятаков, автобусом (а с 1981 года - весь общественный транспорт).
В метро пятаками занимается целая служба, обеспечивают, считают, заряжают автоматы, разменивают в кассах и т.д.

Но кое-кто пытается обмануть турникеты и кому-то это удается. Например, с помощью пятаков, выпущенных до 1961 года. В те времена, когда старых пятаков на руках было еще много, среди 100 000 новых пятаков попадалось 6-8 старых, а после праздничных дней их становилось больше, до 12. До того, как АКП доработали, они глотали и полтинники, хотя они в 10 раз дороже.

Совсем мало тех, кто бросает в АКП вместо пятака его суррогат. Например, на станции «Проспект Мира» в двух вестибюлях среди каждых 3 миллионов пятаков попадается 3-4 суррогата. Возможно, ими пользуются два человека. На станции «Библиотека им.Ленина» такой пассажир один. Он входит в метро по будним дням в девятом часу утра, работает в районе станции «Новослободская», где точно такой же суррогат появляется вечером, в седьмом часу. По выходным дням, иногда, такой же суррогат появляется на станции «Сокольники». Два года подряд, у него был отпуск в августе – суррогаты не появлялись. Потом отпуск был в октябре. В принципе его можно было бы и изловить, но особого смысла в этом нет.

Летом в разменных автоматах иногда попадаются иностранные монеты. Иногда их стоимость выше, чем сумма выданных пятаков. Несколько раз ловили несовершеннолетних, которые опускали в разменный автомат 20 копеечную монету с дыркой. Монету за нитку извлекали обратно после размена на пятаки. Обманщики не знали, что автомат при обратном ходе монеты тут же выключает свет на своем табло. Когда милиция это замечала – обманщиков сразу задерживали.

Автоматы не любят гнутые и юбилейные монеты (юбилейные монеты 10, 15 и 20 копеек были выпущены в 1967 году – 50 лет Советской власти). Эти монеты не размениваются и обратно не выдаются. В итоге в августе 1978 года метро понесло убыток 24 рубля 05 копеек, но и заработало 20 рублей 75 копеек. Это результат работы тысячи разменных автоматов московского метрополитена, но на самом деле они принесли большую экономию, освободив сотни людей от рутинной, малооплачиваемой работы.

Московское метро – самое дешевое в мире, оно дает в год 17 миллионов рублей прибыли. Этого недостаточно для расширения метро, строительства новых станций, но его эксплуатация – окупается. Стоимость московского метро оценивается в 2 миллиарда рублей.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments