oldporuchik (oldporuchik) wrote,
oldporuchik
oldporuchik

Парк Живых и Мёртвых

В стране Советов во многих городах, в том числе и в Москве, было ликвидировано много кладбищ, мешавших развитию этих городов. Иногда на месте кладбища устраивали парк культуры и отдыха. В таких случаях в народе возникало название Парк Живых и Мёртвых.
Такой парк возник перед войной в Воронеже, где росла моя мама, такой парк был и в Иркутске, где я провел свои школьные годы. Под катом я собрал сведения о пяти таких парках, возникших при Сталине и Хрущеве.

1. Парк Живых и Мёртвых в Воронеже
https://womanadvice.ru/v-voronezhskom-parke-zhivyh-i-mertvyh-zhivut-prizraki-mstiteli

В Воронеже семь крупных парков, но лишь один из них суеверные местные жители предпочитают обходить стороной. Хотя внешне он ничем не отличается от других городских памятников культуры - скорее наоборот, он должен привлекать внимание зевак цирком, существующим не один десяток лет. Цирком, построенным на костях и годами заставляющим местных призраков не давать покоя живым из мести…


парк живых и мертвых

Кровавая история «парка на кладбище»

Священнослужители и верующие Воронежа считают, что парка на этом месте вообще не должно было быть. Кладбище имени Святого Митрофана Воронежского существовало на этом клочке земли многие десятилетия: в основном, на нем хоронили жителей города, погибших от эпидемии холеры. В южной части комплекса могил располагался «Литературный некрополь», который удалось сохранить до наших дней. В нем находятся могилы поэтов Никитина и Кольцова, а также писательницы Милицыной.

литературный некрополь

В 1940 году кто-то из местных партийных деятелей, проживающих неподалеку от кладбища, решил сменить обстановку за окном и поспособствовать строительству парку отдыха и культуры имени Дурова на могилах тысяч воронежцев. При этом, руководство города даже не собиралось брать в расчет тот факт, что последнее захоронение на Митрофановском кладбище было совершено всего 5 лет назад. Надгробные плиты были варварским образом сняты с могил и использованы для облицовки улиц и лестниц, ведущих к реке. Поскольку в СССР тогда процветал атеизм, многие жители города забрали плиты в частные дома и использовали при строительстве и садовых работах. Большой просторный парк стал одним из самых популярных мест отдыха у горожан.

плиты на лестницах

В 1975 году в парке построили цирк, который должен был привлечь еще большее количество местных жителей. Его здание воздвигли на месте бывшего Всехсвятского храма, стоявшего на том же кладбище. Воронежский государственный цирк имени А.Л.Дурова вместимостью 2100 мест функционирует до сих пор. Во время возведения цирка рабочие регулярно умирали, травмировались всем, чем только можно и утверждали, что место проклято, но их никто не слушал.

Первыми на себе влияние опрометчиво тронутых усопших испытали владельцы частных домов, не побрезговавшие могильными плитами для своего хозяйства. Уже в 1941-42 годах они лихорадочно стали избавляться от присвоенного, просто выбрасывая камни с именами усопших на улицу. На окружающих «Парк живых и мертвых», как его тогда прозвали, улицах, не было ни одного дома с плитой с Митрофановского кладбища, который обошла бы смерть. Их новые владельцы словно были прокляты: они тяжело заболевали или просто умирали при странных обстоятельствах.

ворованные плиты

Позже одна из местных жительниц рассказывала:

«По соседству с нами жила семья. Парень их привез на тележке целых три плиты, чтобы двор вымостить. Мать ругалась, велела вынести плиты вон, но вступился отец, партийный он был, и велел оставить. Не прошло и месяца, как заболел воспалением легких старший сын в семье, тот, что плиты привез, да вскоре и умер. Следом отец ногу сломал, неправильно срослась она, три раза потом ломали, так инвалидом и остался. Ну, а когда у младшенькой дочки туберкулез обнаружили, мать не стала уже никого слушать, позвала мужиков, дала им на пол-литра, и они вытащили плиты из двора и подальше от дома отнесли – в ручей сбросили. А она пошла в церковь и заказала сорокоуст за упокой по именам, что на плитах были высечены. Ровно через 40 дней дочка пошла на поправку, отправили ее в санаторий в Крым, где она и выздоровела.»
месть

Поскольку могильными плитами были вымощены ступеньки парковых лестниц, призраки и их не оставили без внимания. Например, лестница на улице Бархатный Бугор, разобранная жителями Воронежа всего несколько лет назад, долгие годы была известна привидением по имени Прасковья.

Прасковья

Плачущую девушку называли именем, высеченным на надгробии, на котором она постоянно сидела. Кто-то из тех, кто ее увидел, переписал имя на камне и заказал для Прасковьи службу в храме, после чего она сразу исчезла.

О мистических сложностях работы в цирке имени Дурова знают все гастролирующие по стране труппы, поэтому большинство из них категорически не соглашаются приезжать в проклятый парк. Известно, что животные чувствуют присутствие существ из тонкого мира намного сильнее, чем люди. Дрессировщики говорят, что по этой причине в цирке Дурова невозможно выступать, поскольку никто из зверей не слушается команд.

закрытие парка

-----------------------------
2. Парк Живых и Мёртвых в Таллине
https://triptoestonia.com/tallinn/parki/park-zhivyx-i-myortvyx/



Располагавшееся когда-то в столичном районе Копли старинное кладбище в народе больше известно под названием Парк Живых и Мёртвых. В стародавние времена здесь хоронили своих предков балтийские немцы. Отличительной чертой кладбища были красивые надгробия-памятники из белого мрамора, от которых, впрочем, сегодня не осталось и следа. Кладбище на этом месте было построено в 1772 году. Одной из причин его появления послужило подтверждение императрицей Екатериной II указа Правительственного сената, запрещавшего захоронения в церквах и ближе чем в 340 саженей от них и жилых домов. Впоследствии проложенная к погосту дорога стала основой для современной улицы Копли. На кладбище балтийских немцев в Таллине было захоронено немало знаменитостей. В частности, последнее земное пристанище здесь обрели известная оперная певица и пианистка Елизавета Гертруда Мара, с 1912 года преподававшая в Ревеле пение и игру на фортепиано и скрипке, а также знаменитый воздухоплаватель Шарль Леру, погибший в катастрофе. Здесь же был погребён адмирал русского флота Логин Гейден, занимавший должность ревельского военного губернатора. В 1950 году было принято решение закрыть кладбище. Все надгробные плиты и памятники были вывезены оттуда и впоследствии, по всей видимости, уничтожены. После ликвидации кладбища на новое место захоронения в район Пирита были перенесены лишь три могилы: писателя Эдуарда Борнхёэ, композитора Константина Тюрнпуу и актрисы Нетти Пинна.
По воспоминаниям местных жителей, в середине XX века на месте бывшего кладбища организовывали то танцплощадку, то устанавливали пивной бар с летней эстрадой. Очевидцы утверждают, что зрелище это было не для слабонервных. Молодёжь танцевала на деревянной площадке, а вокруг веселящихся людей тут и там зияли развороченные дыры могил, а иной раз можно было заметить и лежащие в траве человеческие кости и черепа. Отсюда и пошло народное название Парк Живых и Мёртвых.
В 1993 году парк Копли был взят под охрану государства. Тогда же начались масштабные работы по благоустройству территории, закончившиеся лишь в 2006 году. Сегодня бывшее кладбище – парк с освещаемыми дорожками и несколькими детскими площадками. О его прошлом напоминает лишь установленный на центральной аллее мемориал в виде большого бассейна с циркулирующим в нём потоком воды. Несмотря на то, что сегодня здесь благоустроенная зелёная зона, вокруг которой вырос большой жилой район, место всё равно обладает весьма странной энергетикой. Атмосфера кладбища не испарилась, как того можно было ожидать, а присутствует в полной мере. Что служит ещё одним оправданием народного названия кладбищенского парка Копли.
---------------------
3. Иваново. Сад живых и мертвых
https://trianda.livejournal.com/37294.html



Успенская церковь и купы деревьев на кладбище - в центре.

Города окружены кладбищами. Давным-давно восточная граница города упиралась в бескрайние поля. Замыкающим звеном была небольшая Успенская церковь с одноименным кладбищем. Кладбище считалось престижным и хоронили на нем людей известных и обеспеченных - похвально упокоиться среди звенящей тишины пригородных лугов.
Вики пишет: на Успенском кладбище похоронены известный в Иваново-Вознесенске организатор Летнего театра клуба приказчиков в Графском саду Александр Петрович Бабенков, дед известного советского художника Б.И.Пророкова, купец и фабрикант Константин Дмитриевич Бурков, выделивший средства на возведение 64-метровой колокольни для Крестовоздвиженского храма и отливку 900-пудового колокола для неё.
1 мая 1928 года началось строительство первого в городе текстильного гиганта - Меланжевого комбината. Леса за Успенским кладбищем были вырублены, на их месте поднялись краснокирпичные заводские корпуса.


Ухмыляющийся Адамов череп - ирония гробовщика или пьяная выходка советских времен?


Территория между городом и новым комбинатом начала застраиваться социальной инфраструктурой - так называемым "Соцгородком". В 1933 году Ивановский горсовет получает ходатайство:

«Мы, рабочие и инженерно-технические работники Меланжевого комбината и жители соцгородка комбината горячо приветствуем организацию парка культуры и отдыха для рабочих, ИТР и детей нашего комбината на территории бывшего кладбища, но вместе с тем считаем недопустимым существование на территории нашего парка церкви и работы в ней религиозного культа. Мы требуем от наших депутатов и горсовета о скорейшем закрытии церкви и передачи здания для нужд нашего парка»


Успенский храм сейчас

Хотите? Получайте!  11 ноября 1933 года облисполком принял решение: «Успенскую церковь как молитвенное здание ликвидировать и передать её в распоряжение горсовета».
На месте кладбища был организован общественный парк, могилы сравняли с землей, надгробия повалили и зарыли. В парке открыли танцплощадку, летний открытый кинотеатр «Балаган», карусели и детские кружки, в том числе секцию юных натуралистов, выкопавшую грядки на плодородной почве бывших могил.
Среди местного населения эта территория получила сохранившееся до сих пор название «Сад живых и мертвых».
Все как-то не ладилось: танцы заканчивались поножовщиной, грабежами и изнасилованиями, на темных откосах оврага грабили подвыпивших гуляк. Все местные знали - тут пошаливают.

Справа, где густая трава, была танцплощадка

Рады были только студенты - медики: подгорный ручей весной или после обильных дождей вымывал из земли черепа и кости похороненных на Успенском кладбище ивановцев. Их собирали, вываривали и использовали в качестве анатомических пособий.





К 70-м годам 20 века парк "Меланжист" пришел в упадок и закрылся.
До сих пор бытует в городе легенда: однажды лопаты юннатов, копая очередную грядку, наткнулись в земле не на трухлявое дерево развалившегося гроба, а на что-то твердое как камень. Стали копать дальше. И обнаружили в земле... хрустальный гроб, выдолбленный из одного куска. Внутри было хорошо сохранившееся тело молодой девушки. Его, конечно же, их хрустального гроба выбросили. И сам гроб еще пару лет стоял около здания станции юннатов, вызывая неподдельный интерес и ужас. Куда он потом делся — за давностью лет уже никто не помнит.
Кто была та девушка - неизвестно.
Сейчас участок отдан епархии, полным ходом идет восстановление храма и колокольни, в центре сада построена часовня.



Чудом сохранившиеся надгробия, числом не более десятка, установлены под сенью большого поминального креста. На одном из них сохранилась эпитафия:
Не славьте меня стихами
Они не нужны мертвецам.
Но жертвуйте сердцами
Как жертвовал я вам!



Так сейчас выглядит вход в Сад

---------------------------
4. Парк Живых и Мертвых, Днепропетровск
https://russiantowns.livejournal.com/1478630.html
https://russiantowns.livejournal.com/1478814.html

До 70-х это место - участок 100 на 200 метров - было кладбищем. Здесь во время войны расстреливали подпольщиков, заложников, еврейские семьи. Здесь же хоронили советских солдат. И немецких тоже. В 70-х сделали парк. Потом, в 90-х - свалку. Православная община из местных жителей - русских, малороссиян, ассимилированных цыган - расчистила участок, перезахоронила трупы убитых в бандитских разборках (таких нашли 6) и создала то, что я не знаю, как назвать, настолько это удивительно. Они назвали это "парком живых и мертвых".
Всего здесь около двух сотен скульптур - больше человеческого роста, некоторые - до 4-х метров высотой (на фотографии трудно прочувствовать масштаб, но ставить рядом людей не хотелось). Каждый год их число меняется - непогода и вандалы знают свое дело. Меняется и внешний вид, цвет, выражения лиц - после каждого обновления.
Малая часть снимков из накопленного за 3 года. Снималось при разном освещении и разной техникой.
Круговая панорама центральной части "парка".


"Казанская богородица, оплакивающая Христа". К ней сходятся все аллеи.


...

Гвоздь.


...

</a>
Рядом - фонтан "Живой источник".


Ангел.


С обратной стороны.

   
Ангел на фоне культурно отдыхающих алкоголиков. Беседки поставила тоже община, конечно.


На месте массовых захоронений.


Меч.


Так называемый "Органный зал" - часовня.

Несколько лет назад, забирая отсюда для перезахоронения своих солдат, немцы пообещали общине прислать в благодарность небольшой орган - отсюда название. Обманули.


В плане это восьмиугольное здание с барельефами на гранях и пальмами-"колоннами".


Бегство в Египет, раскрашенный барельеф.


Крупнее.


Христос в Гефсиманском саду.


Крупнее.


"Добрый пастырь". Фрагмент.


Еще фрагменты

   
Крещение.


Еще фрагмент.


"Органный зал" изнутри. Тайная вечеря, раскрашенный барельеф. Фигуры довольно велики, около 2,5 метров.


Апостолы Иаков и Андрей.


Симон Петр (с ножом), Иуда и Иоанн.


Апостолы Фома (с пальцем), Иаков Зеведеев и Филипп.


Матфей


Руки апостола Иоанна.


Рука апостола Петра.


Рука Иисуса.


Рука Иуды.


"Органный зал". Мозаичный пол.


Отдельные группы: "Мария Магдалина" и римский солдат.


Поскольку все это делают и обновляют обычные люди, непрофессионалы, скульптуры плохо переносят непогоду, особенно в зимнее время. Цементный раствор, грубо армированный кирпичом и металлическими обрезками.


"Поклонение волхвов".


То же на следующий год. В иной раскраске.


Группа "Поклонение волхвов". Мария.


Лицо.


"Поклонение волхвов". Младенец Иисус.


"Поклонение волхвов". Агнец.


Необходимо сказать, что в "парке" есть и просто декоративные скульптуры - от сказочных героев до таких вот трехметровых Галь и Наталок.


Прошлой зимой они пострадали сильнее остальных, практически все разрушено.


Возвращаясь к теме. Еще несколько фигур.


Католический пастор


...


Не спросил, к сожалению, кого изображает эта скульптура, не могу догадаться.


Архангел Гавриил с лилией и светильником.

   

Архангел Михаил (3,5 метра) у входа в "парк" и Звезда на его щите




Мемориал. Общий вид 1 и 2.


Центральная группа со знаменем. За ними - "Вечный огонь".


Севастополец.


Одно из самых пронзительных лиц в композиции.


Женщина, прикрывающая их со спины.


Группа с пулеметом. Слева на заднем плане виден "Вечный огонь" из крашеного листового железа.


Тот же пулеметчик, через год.


Ящик с пулеметными лентами и гранатами.


За пулеметчиком - более чем двухметровые фигуры убитых солдат.

   


Перевязка раненого.


Группа "два бойца" справа от знамени.


Крупнее и позже. Здесь тоже цвета изменились.


Еще два бойца слева от знамени и медсестра.

</a>
Голова раненого.


Эта фигура в глубине композиции и летом почти не видна за листвой.


Списки погибших на фронтах жителей района.


Все как на "настоящем" мемориале. Впрочем, это и есть самый настоящий.


Немного в стороне стояла стелла с металлической полосой вверху. "Битва за Днепр".


Сейчас этих изображений уже нет.


Крупно.


Еще из несохранившегося: расстрел фашистами подпольщицы Галины Андрусенко.

</a>
Вместе с товарищами по подполью её расстреляли на этом месте в 1943 г.

   
Всего немцами здесь было расстреляно 400 человек.


Композиция разрушена по требованию районных властей, сохранилось 4 снимка.

----------------------------------
5. Иркутск, ЦПКиО
http://irkipedia.ru/content/centralnyy_park_kultury_i_otdyha

Центральный парк культуры и отдыха города Иркутска (ЦПКиО или Центральный парк) это рекреативная зона в Иркутске, в Октябрьском округе, на Крестовской горе. Построен на месте Иерусалимского кладбища. В настоящее время находится в запущенном состоянии, власти города планируют реконструкцию парка.

Спорное место
Долгие годы, от своего появления до конца 1980-х годов, Центральный парк пользовался большой популярностью, не уступая набережной Ангары и скверу Кирова.
В то же время вокруг ЦПКиО ходило множество слухов. Любой иркутянин вспомнит минимум пару историй об эксгибиционистах, гробокопателях, о тех, кто сгинул в темных аллеях парка.
Ведущий специалист Государственного архива Иркутской области, автор книги "Летопись Иркутска с 1661 по 1940 год" Юрий Колмаков считает, что на территории Иерусалимского кладбища было похоронено от 70 000 до 90 000 человек.
Популярный иркутский еженедельник "Пятница" однажды задал вопрос своим читателям: чем ЦПКиО является для иркутян — кладбищем или местом отдыха? Как сообщает издание, бОльшая половина читателей считает его именно парком для развлечений. А то, что парк построен на месте Иерусалимского кладбища, — не так уж страшно. Ведь если разобраться, то многие районы Иркутска стоят на тех местах, где еще сто лет назад активно хоронили усопших. А в той же Европе буквально все построено на костях, если учитывать густоту ее населения и продолжительную историю.
Противники этого суждения считают, что можно было построить парк на любом другом месте, но только не здесь.

Некрополь
Территория кладбища (хоронили здесь с 1785 вплоть до 1930) делилась на несколько частей. Примерно 6 гектаров занимала часть, отданная под захоронения евреев, чуть меньшую площадь занимали могилы католиков. На остальном пространстве, приблизительно 20 гектаров, хоронили православных. На входе со стороны Центрального рынка стоит Входо-Иерусалимская церковь. В 1930-е годы новая власть решила переоборудовать церковь под хозяйственное здание НКВД. Сейчас церковь передана Иркутской епархии.
Кладбище пришло в упадок уже к началу XX века. Вот как описывал состояние Иерусалимского кладбища в 1912 году летописец Иркутска Н.С.Романов:
«ут можно увидать старые памятники начала XIX века, некоторые из них очень внушительных размеров, но, к сожалению, большая часть их поломана или опрокинута на землю. Многие старинные плиты находятся совершенно в земле, и только кое-где из-под насыпанной на них земли, поросшей травой, показываются края их. Многие плиты находятся на тропинках, и надписи их стерты прохожими. Многие же старые плиты, надо думать, и совсем находятся под землею — на четверть и более, и их надо откапывать наугад, а еще больше плит, наверное, свалено в могилы, т.к. тут погребение идет на второй-третий раз, и уважение к старым памятникам не заметно».
17 мая 1949 года было обнародовано решение городских властей о том, что на месте кладбища будет строиться парк. Родственников похороненных здесь людей это известие повергло в шок. Они пытались узнать подробности. Главным образом, куда будут переноситься останки. Но им отвечали, что никто не собирается проводить такую массовую эксгумацию.
На кладбище не запускали посторонних вплоть до открытия парка (13 июля 1957 года).
В нетронутом виде осталась лишь могила писателя Михаила Загоскина.
Те, кто трудился на строительстве парка, рассказывали своим близким жуткие истории. В том числе о горах костей, вывозимых с площадки, когда велись земляные работы на месте, где сейчас находятся Октябрьский районный суд, театр кукол "Аистенок" и общественные деревянные туалеты.
Некоторые спросят: а как же могила декабриста Иосифа Поджио? Ведь памятник ему стоит до сих пор. Оказывается, могила декабриста Иосифа Поджио находится совсем не в том месте, где поставлен памятник. По словам Юрия Колмакова, могилу декабриста, скорее всего, сровняли с землей в общей суматохе, а затем спохватились и памятник Поджио поставили наугад. Где могила декабриста на самом деле — не известно.
В официальных документах, касающихся строительства парка, лишь сухие слова. Например, о том, что "каменные породы с территории кладбища необходимо пустить на строительные нужды". Иными словами, данный документ позволял вырывать из земли плиты, памятники и прочие погребальные изделия, чтобы использовать их для возведения зданий. Так произошло со зданием Центрального агентства воздушных сообщений на улице Горького. Могильные плиты, установленные у входа в здание, даже не успели хорошо обтесать, и выгравированные сотни лет назад надписи в некоторых местах фасадной части дома видны до сих пор.
В советские времена родственники погребенных на Иерусалимском кладбище приходили в ЦПКиО и тайком поминали усопших. Самыми везучими считались потомки тех, на чьих могилах остались хотя бы плиты, к которым можно было прикоснуться. Другие привязывали цветы к деревьям, вбивали в землю деревянные колышки-ориентиры, чтобы не заблудиться в следующий раз.

Жизнь в кустах парка
Вторая по популярности тема, касающаяся ЦПКиО, — его криминальная жизнь. В том, что она есть, можно убедиться, свернув с любой аллеи парка в заросли кустов, которых здесь предостаточно. Следы присутствия бездомных и бродяг обнаруживаются практически сразу. Их присутствие стало традиционным для ЦПКиО. Еще на рубеже 1980-1990-х годов из зверинца, расположенного на территории ЦПКиО, по недосмотру исчез огромный лось. Все понимали, что ускакать в тайгу незамеченным через весь город он просто не смог бы. Соответственно, почти не оставалось сомнений, что бедное животное из вольера выкрали бомжи и пустили на мясо.
Говорить о том, сколько вокруг этого стола пустых бутылок и другого мусора, наверное, не нужно. В администрации парка нам сказали, что уследить за такой огромной территорией им просто невозможно.
Завсегдатаями ЦПКиО всегда были жильцы общежитий ИГУ, расположенных рядом, на улице 25-го Октября. Заведующая общежитием № 2 Татьяна Сысоева работает в нем 28 лет. По словам Татьяны Васильевны, за эти годы студенты сотни раз становились жертвами грабителей и эксгибиционистов.
По словам начальника отдела уголовного розыска Октябрьского РОВД Иркутска Александра Землякова, за последние годы в парке и на прилегающей к нему территории было совершено 4 убийства. Все - по схожему сценарию. На одиноко идущего человека нападали, избивали, забирали вещи и скрывались. По мнению Александра Землякова, в идеале в парке должен быть оборудован стационарный милицейский пункт. Но пока в Октябрьском РОВД для этого не хватает сотрудников.

Планы и перспективы
Власти Иркутска планируют реконструировать ЦПКиО. Прежде всего это коснется центральной части парка. Отсюда исчезнут дикие заросли, и вместо них появятся велосипедные дорожки, поляны и мини-зоопарк. Будут отремонтированы два фонтана. Ремонт ожидает и лестница, идущая в парк со стороны Торгового комплекса. Вдоль Советской появится аллея городов-побратимов Иркутска. Что же касается старых аттракционов — с большинством из них парк расстается навсегда.

Иллюстрации к этой статье из Иркпедии я подобрал на сайте pastvu.com


Подъём на Иерусалимскую гору (до 1917)


Церковь Входа Господня в Иерусалим и кладбищенская ограда с воротами (до 1917)


Входо-Иерусалимская церковь и арка на входе в ЦПКиО (1945-55)


Лестница к ЦПКиО (начало 60-х)


Аллея в парке культуры и отдыха (1957)


Памятник борцам революции справа от входа в парк (1960-е)


Парашютная вышка в ЦПКиО (1950-е)


Вход в парк (1964)


Южный вход в ЦПКиО (1990)


Гоночный автодром и карусель в ЦПКиО (1980-е)


Колесо обозрения в ЦПКиО (1986)


Кладбищенская церковь (2000)

Добавлю от себя. Я бывал в парке пару раз в детстве. Первый раз еще до школы, конец 50-х. Запомнилось, что в стороне от аллеи тут и там валялись остатки каменных памятников и надгробных плит, надписи на них были с дореволюционной орфографией. Второй раз я был там с классом (наверное 4-й класс) с не помню какой целью, в самом конце учебного года. Мы шли парами и о чем-то увлеченно болтали. Вдруг оказалось, что мы четверо, которые шли впереди колонны, не заметили, как остальные, шедшие позади нас, отстали и столпились возле скамейки. Оказалось, что кто-то увидел человеческий череп возле неё и все стали его разглядывать. Нам увидеть его не удалось, потому что классная прекратила это безобразие и погнала всех дальше по маршруту.
Tags: Иркутск
Subscribe

  • Игра в классики

    Выложил я надысь на pastvu одно фото: Стали комментировать его там, делиться своими описаниями - что классические "классики", а что нет. А тут я…

  • Воздушная гавань Восточной Сибири

    В связи с 80-летием Иркутского аэропорта в 2005 году вышла книга "Воздушная гавань Восточной Сибири". Один из составителей книги, с которым мой отец…

  • Из жизни Аэрофлота в шестидесятых годах

    Шестидесятые годы, когда я учился в школе, были в гражданской авиации эпохой Ту-104. Конечно, были и другие замечательные представители…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments