oldporuchik (oldporuchik) wrote,
oldporuchik
oldporuchik

Categories:

Воздушная гавань Восточной Сибири

В связи с 80-летием Иркутского аэропорта в 2005 году вышла книга "Воздушная гавань Восточной Сибири". Один из составителей книги, с которым мой отец долгое время вместе работал, он даже жил в нашем доме (в Иркутске), прислал ему эту книгу. В ней отец несколько раз упоминается.
Тут я выкладываю начало этой книги, про первые годы развития гражданской авиации в Восточной Сибири, центром которой является Иркутск. Дальнейшее содержание книги малоинтересно для людей не связанных ни с авиацией, ни с Иркутском.

Иркутский аэропорт географически находится на пересечении основных транспортных потоков и является аэропортом федерального значения. Аэропорт связывает Восточную Сибирь, включая и отдаленные северные территории, лишенные средств наземного транспорта и которые обслуживаются исключительно воздушным транспортом с остальным миром. Кроме того, Иркутск имеет довольно выгодное расположение вблизи маршрута, соединяющего восточное побережье Америки (Нью-Йорк, Чикаго, Монреаль) и Юго-Восточную Азию (Бангкок, Сингапур, Гонконг).
Свою историю Иркутский аэропорт ведет с 1925 года, когда в первой половине июня с помощью крестьян пригородных деревень Боково и Жилкино была сооружена небольшая ровная площадка на левом берегу Ангары.
24 июня 1925 г. на посадочной площадке аэростанции Боково (так до 1932 г. назывались аэропорты) произвели посадку 6 самолетов агитационного перелета Москва — Улан-Батор — Пекин. С этого дня Иркутский аэропорт положил начало своей славной истории.
В конце февраля 1926 г. Сибирский крайком принял постановление о необходимости открытия воздушной линии Иркутск – Якутск и обратился за помощью к правительству. Совет Труда и Обороны СССР признал «целесообразным открыть в 1928 эпизодические воздушные полеты на линии Иркутск – Якутск», обязал АО «Добролет» «обеспечить указанную линию всем необходимым наземным и прочим оборудованием». Иркутское отделение Нефтесиндиката поставило 45 т бензина и авиамасла, горисполком выделил помещения для управления и авиамастерских, окрисполком ассигновал 30 тыс.р. на организацию воздушной линии Иркутск – Бодайбо.
В июне 1928 г. был подобран гидроаэродром на Ангаре немного выше устья р.Ушаковки на правом берегу Ангары в начале улицы Мяснорядской (ныне — ул. Франк-Каменецкого), единственное близ города место с прямым руслом, достаточным для взлета гидросамолета. Гидросамолеты садились и взлетали прямо с реки, направление взлёта выбиралось против ветра. Зимой подвеска самолётов менялась на лыжи, в качестве взлётной полосы использовался лёд реки. В некоторых случаях прикрепляли колёса и самолёты взлетали с сухопутного аэродрома в посёлке Боково.
Первый почтово-пассажирский рейс Иркутск – Бодайбо – Иркутск был выполнен пилотом А.С.Демченко и бортмехаником М.И.Винниковым 10-13 августа 1928. Первый полет в Якутск был совершен за 7 дней – с 21 по 27 августа. Этими рейсами воздушный транспорт связал далекую Якутию и Бодайбо с Транссибирской железнодорожной магистралью. За короткую летнюю навигацию удалось выполнить семь рейсов в Якутск и четыре в Бодайбо, которыми было перевезено: в Якутск – три пассажира, 283 кг почты и 143 кг грузов, а в Бодайбо – три пассажира, 76 кг почты и 164 кг грузов.
16 января 1929 пилот О.А.Кальвиц с бортмехаником Я.Г.Савиным совершили первый зимний полет в Бодайбо, а 14 февраля пилот А.С.Демченко с бортмехаником Ф.Ф.Леонгардтом совершили полет в Якутск. Зимние полеты закончились 17 апреля. С середины марта из-за таяния снега каждый самолет, вылетая из Иркутска на лыжах, вез с собой колеса, которые оставляли в Грузновке. На обратном пути самолеты здесь «переобували», и летчики производили посадку в Иркутске на колесах. За три зимних месяца было выполнено 10 рейсов в Якутск и 7 в Бодайбо; 83 пассажира и 1600 кг почты и грузов перевезли иркутские авиаторы.
В мае 1929 г. была открыта первая почтовая авиалиния Москва — Иркутск, на участке которой иркутские пилоты начали выполнять полеты до Красноярска. Тогда же впервые в СССР пилот Лялин С.В. начал опылять с воздуха пораженный гусеницей сибирского шелкопряда участок кедрового леса на площади 1615 га в районе Култука. С этого дня работники Иркутского аэропорта начали использовать воздушные суда в народном хозяйстве.
В 30-е годы авиаработники Иркутска успешно освоили эксплуатацию разных типов самолетов, осуществляли обслуживание пассажиров, почты и грузов. За участие в героической эпопее по спасению полярников-челюскинцев иркутские пилоты Маврикий Слепнев и Иван Доронин одними из первых в стране были удостоены звании Героя Советского Союза.
Основным типом самолета в это время был пассажирский ПС–7, он же Р–6 и АНТ–7 конструкции Андрея Туполева. Это металлический моноплан, рассчитанный на 8—10 пассажиров. Он был оснащен двумя отечественными двигателями мощностью по 500 л.с. Впереди располагались кабины летчика и бортмеханика, отдельно от них в небольшом салоне размещались пассажиры. Самолеты поднимались в воздух только при хорошей погоде, летели со скоростью 170—180 км/час.


ПС-7 представлял собой гражданскую версию разведчика Р-6 (АНТ-7)

У-2
По-2 (У-2), 1928


Юнкерс F.13 (изготовленные в СССР назывались ПС-4)


«Добролет» Кто узнает что это за самолет?

В июле 1933 г. основные авиаперевозки стали производиться с нового аэродрома у Красных казарм (территория сегодняшнего аэропорта), улица Ширямова.
В 1936 гидропорт стал базой для организованного авиаотряда НКПС (народный коммисариат путей сообщения). Лётчик этого авиаотряда Л.Г.Крузе на гидросамолёте МР–6 СССР Ж–1 совершил рекордный для того времени перелёт Ленинград – Иркутск – Нордвик* на расстояние около 10 тыс.км.
---
* Нордвик — бывший порт и населённый пункт (существовал до 1960-х годов) в Таймырском (Долгано-Ненецком) национальном округе Красноярского края РСФСР, располагавшийся в устье реки Хатанги к западу от бухты Нордвик


МР–6 - поплавковый вариант уже строившегося серийно многоцелевого разведчика Р-6, представлял собой уменьшенную копию ТБ-1 с теми же двигателями М-17

В августе 1937 года на акватории Иркутского гидропорта сделали посадку пять новеньких летающих лодок МП–1–"бис", сконструированных Георгием Бериевым. С них можно было производить аэрофотосъемку. Лодки предназначались для изысканий трассы БАМа. Самый труднодоступный горно–таежный участок от Тынды до Нижнеангарска оставался практически белым пятном, а без подробных карт невозможно было начинать там строительство железной дороги. Правительство все жестче требовало ускорить темп работ.
Самолеты получили бортовые знаки с индексом Ж, что означало — железнодорожный.


МП-1 - гидросамолет для ГВФ (морской пассажирский), с двигателем М-176 имел довольно комфортабельную шестиместную пассажирскую кабину, размещенную в центральной части лодки. Экипаж состоял из двух человек.
Военная версия – МБР-2 (Морской Ближний Разведчик)

В распоряжении Желдорпроекта перед войной насчитывалось 27 самолетов, в том числе туполевские двухмоторные Г–1 (АНТ–4), легкие связные Ш–2 (конструктор Борис Шавров) и ряд других. Непосредственно аэросъемку производили с таганрогских гидросамолетов, поскольку они обладали хорошей устойчивостью в полете — решающим качеством для тогдашней фототехники.


ТБ-1 (АНТ-4), Г-1 — бомбардировщик, первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. Под именем "Страна Советов" совершил перелет Москва - Сан-Франциско - Нью-Йорк


Самолет-амфибия Ш–2

Ниже приведены воспоминания летчиков той поры, опубликованные в книге.

1

2

Fokker C.IV 1924
Фоккер С4 (Fokker C.IV), 1924

3

4

5

Р-5

Р-5 (гражданская версия - П-5) 1929

6

К-5
К-5, 1929 (на фото именной самолет "Сталин")


ПС-4 в гидропорту Иркутска у Знаменского монастыря (1933)

7

8


Юнкерс К.30 (ЮГ-1 - таково было обозначение в СССР, немецкое написание JuG-1) поступали в СССР с 1926 года

9


ТБ-3 (АНТ-6) — советский тяжёлый бомбардировщик

10

30 лет в авиации


11

12

13

14

15

16

17

18

19

Из жизни лётной


20

21

22

23

24

25

26
Много ещё интересного про этот период можно найти тут:
Михаил Денискин. «Иркутск крылатый: люди и самолеты войны». Часть 2: «Нет затишья перед бурей»
https://www.moi-goda.ru/michail-deniskin/michail-deniskin--irkutsk-krilatiy-liudi-i-samoleti-voyni--chast-2-net-zatishya-pered-burey
Tags: Авиация, Иркутск
Subscribe

  • Ядовитый одуванчик

    По закону дачникам, которые не уничтожают сорняки, грозит административный штраф от 300 до 500 рублей, должностным лицам — от 500 рублей до одной…

  • Дора Лазуркина

    Только сегодня про неё узнал. Персонаж просто сказочный потрясающий. Вот ссылка на Wiki…

  • Мы будем жить в апартаментах!

    Законопроект о статусе апартаментов внесли в Госдуму члены Совфеда во главе с Андреем Яцкиным, а также глава комитета нижней палаты парламента по…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment