oldporuchik (oldporuchik) wrote,
oldporuchik
oldporuchik

Category:

Мои университеты

Третья серия
первая серия тут
Краткое содержание 1-й серии:
Поступив в первый класс я с успехом его окончил, а потом уехал в Сибирь, где начал новую жизнь и поступил в тамошнюю школу.
вторая серия тут
Краткое содержание 2-й серии:
В процессе обучения в школе № 23 я рос, рос и дорос до выпуска. А потом здание школы снесли вместе с пристройкой.
В качестве эпиграфа к третьей серии приведу фотографию своей новой школы, где она служит фоном для улыбающихся выпускников 9 класса.

После окончания восьмилетки дальнейшая судьба выпускников зависела только от них самих (ну и родителей, конечно, если они этим вопросом интересовались). К тому времени я уже знал, что мне надо дальше учиться прикладным наукам, поскольку гуманитарные со одной стороны не требовали от человека ничего, кроме хорошей памяти, а с другой стороны получаемые знания, как мне тогда представлялось, не давали их обладателям дополнительных возможностей в повседневной жизни. Зато с прагматической точки зрения прикладные науки позволяли что-то починить или даже сделать такое, что не продавалось в магазинах. Например радиопередатчик и разговаривать через него с другими такими же безбашенными любителями на средних волнах. Их называли еще радиохулиганами, хотя практически они никому не мешали. Приводные радиостанции аэропорта, работающие в том же диапазоне, обладали гораздо бОльшей мощностью, чем самодельные передающие приставки и полностью их забивали в эфире на своих частотах, впрочем на эти частоты никто и не покушался. Сам я тогда не дорос еще до радиохулигана да и опасался выходить в эфир, но слушал его регулярно.
Исходя из своего мироощущения я и выбрал себе для дальнейшего обучения школу № 11, которая, являясь одной из лучших школ города, имела в своем составе "математические" классы и название "с политехническим обучением", оставшееся после хрущевских экспериментов со средним образованием и которое оставалось не только названием, но и было подкреплено соответствующими делами. Чтобы поступить туда надо было пройти собеседование и показать свои математические знания на письменном экзамене. Исключение составляли выпускники своих 8-х классов и из восьмилетней школы № 1 того же района, к которым предъявлялись не такие высокие требования.
Было набрано шесть 9-х классов, из них 4 математические, а также химический и ... какой-то еще. Я попал в математический "В". Таким образом, переходя из одной школы в другую я шел классом по алфавиту (А - Б - В), при этом номера школ каждый раз уменьшались примерно в 2 раза: 48 - 23 - 11.

http://www.school-11-1975.narod.ru/img/hist/hist012.jpg

Фотография интуриста Д.Конгера 1 сентября 1965 года. Школа со стороны двора.
Я поступил в эту школу через год.

<- img src="https://pastvu.com/_p/d/i/b/0/ib0k6xtt6nxijfo0qk.jpeg" width="1000" ->

Школа не меняла своего номера с 1920 года, всегда была одной из лучших в городе, а ее директор Иосиф Александрович Дриц, который был директором с 1943 года, был талантливым педагогом и умелым администратором, создал мощный педагогический коллектив, где основные предметы у нас, выпускников, преподавали или заслуженные учителя, или приглашенные преподаватели из ВУЗов. И классным руководителем тоже была заслуженная учительница (история) О.Г.Носова. Ольга Григорьевна как-то сумела привести сумбур по этому предмету в моей голове к какой-то стройной структуре. Школа всегда гордилась своей историей и она изложена довольно подробно на сайте школы.
Вот ее современные фотографии:
с сайта школы

http://school-11-irk.ucoz.ru/image/school.jpg

с панорам Яндекса


Внешний вид школы мало изменился за те 40 с лишнем лет, которые прошли после моего выпуска в 1968 году. Если не брать в расчет внешние изменения после реконструкции в начале уже этого столетия, когда школу ненадолго на пару лет закрывали.
Вид на ремонт школы со двора


Два года, которые я проучился в этой, ставшей своей, школе, пролетели очень быстро, особенно если смотреть из себя нынешнего. Это были годы вступления во взрослую жизнь, годы становления.
Школа располагается в самом центре города, у центральной площади (в Иркутске это сквер, обрамляемый широкой дорогой). Я ездил туда на автобусе маршрута № 2 Аэропорт - сквер им.Кирова. Был вариант на трамвае, но тогда три остановки пешком. Просто пешком я в школу не ходил - хотя это был бы час в пути. Сейчас такого маршрута автобуса нет - в начале 70-х пустили троллейбус, маршрут у него немного другой. Учиться начали во вторую смену и с автобусом было более-менее нормально, но когда пошли учиться в первую - утром автобус приходилось штурмовать, иногда вовремя уехать не получалось, отсюда и появились варианты с трамваем. Хотя в вопросах посадки в переполненный автобус я быстро наторел, это мне и в Москве потом пригодилось, точнее в Медведково. Помнится один раз я забрался таки в автобус, но у закрывшейся за мной двери выпало стекло. Озверевший водитель выскочил из кабины и вытащил меня из автобуса. Но я же не нарочно стекло выдавил, а спиной.
Проезд в автобусе (а потом и в троллейбусе) в Иркутске стоил почему-то 6 копеек, а в трамвае - как везде, 3 копейки. Но для школьников существовал льготный месячный билет за 1-50. Чтобы его оформить, надо было составить список - заявку от школы, с печатью, отвезти его и фотографии в автобусный парк, найти и подписать у начальника эту заявку, потом в кассу с деньгами, наклеить фотографии в билеты... Автобусный парк находился на окраине, где неподалеку от него жил наш одноклассник. Спасибо ему, он нас, автобусников, выручал.
В период учебы попал знаменательный юбилейный год 1967 - год 50-летия Советской власти. В этот год в школе и у меня было много событий:
- Придумали какой-то наказ потомкам и со списками лучших (где-то 50% от всех) замуровали в капсуле на 25 лет в актовом зале. Должны были вытащить его в 1992 году, типа 75 лет Советской власти. Лучше год для этого выбрать не смогли. Не знаю, чем это все закончилось.
- Ну там про всякие мероприятия типа трудовой вахты, субботников и ленинского зачета я опускаю. Но, как я не старался увильнуть, меня все-таки приняли в комсомол. Дрогнул я все-таки в последний момент. Не знаю, повлиял ли этот факт на мою дальнейшую судьбу, или нет.
КВН. "Муха-Цокотуха": Приходите, тараканы, я вас чаем напою


- Улица, на которой находится школа, была переименована. Был переулок Связи, стал переулок (а может быть уже улица?) Богданова, героя Советского Союза, погибшего вскоре после войны, выпускника школы.
- Выдавали паспорта - мы достигли 16 летнего возраста. Это да, было событие. Пришлось полдня просидеть в очереди в паспортном столе, но паспорт все равно не выдали, а послали в Дом культуры на той же далекой от меня окраине, где был автобусный парк, для выдачи в торжественной обстановке. В то время посещение чужого района в моем возрасте представляло реальную опасность, но Бог миловал. Мероприятие было назначено на 6 вечера, если бы я задержался там после 7 - морду бы набили и деньги отобрали, к гадалке не ходи.
- Нас обучали, точнее готовили, к профессии программиста (!). Сначала организовали учебу в Иркутском Университете в части освоения работы на механических калькуляторах. Были такие потомки "феликсов" - счетных машинок, в которых надо было крутить ручку. Было их две разновидности - "Рейнметалл" и "Мерседес", примерно одинаковые и очень похожие электромеханические агрегаты, на которых можно было выполнять арифметические действия над многозначными числами. При работе они страшно грохотали. Буквально через пару лет даже в СССР появились первые электронные калькуляторы и про эти монстры забыли как про ночной кошмар. Когда я пришел в КБ после института эти агрегаты еще стояли кое-где по углам, но ими уже не пользовались. Через пару недель после начала моей работы в отделе появился программируемый калькулятор "Шарп" и по просьбе начальника отдела я перевел инструкцию, сам научился на нем считать и обучал других.
- В начале летних каникул, опять в Университете, нам устроили небольшую практику работы на ЭВМ, тогда это была машина (одноадресная, если это кому-то что-то говорит) "Урал-1". Нам надо было составить программку, что-то посчитать и вывести на печать. Система команд была до нас доведена, программки написаны, но на этом дело застопорилось: в машине пошла череда отказов и сбоев. Инженеры в течение недели пытались ее запустить и на этом наша практика окончилась. В этой машине данные и программы набивались на перфоленту, в качестве которой использовалась зачерненная 35-ти миллиметровая кинопленка. Как я понимаю, это отечественный креатив, в IBM использовали перфоленту из бумаги. В процессе дальнейшего обучения и работы я периодически сталкивался с использованием вычислительной техники, и всякий раз всё обстояло по-новому. Только с появлением персональных компьютеров (появлением у нас в стране и в моей личной практике - в 1985 году) этот процесс обрел черты какой-то понятной последовательности.
- В школе имелся грузовик ГАЗ-51 и автокружок при нем. Сначала все с энтузиазмом в него записались. Но в силу разных обстоятельств желание в нем заниматься быстро прошло. Во первых нам было далеко до 18 лет, когда выдают права. Во вторых желающих заниматься было очень много, в третьих автомобиль постоянно выходил из строя. Но один раз за рулем все же удалось прокатиться. Мне стало понятно, что водить надо учиться и сразу не получается. Энтузиазм иссяк, было много других уроков, и всяких занятий для души и тела, а времени на все не хватало. Хотелось всего и сразу: девчонок, спорта, песен под гитару, радио всякое и в придачу школа, уроки, выпускные экзамены. И помаленьку начинали выпивать, обычно портвейн.
Вот так и пролетело время, промчались экзамены (нам подарили шариковые ручки - одновременно и новость и дефицит). Последний звонок и выпускной вечер. Рано утром мы классом вышли на набережную Ангары и я с распрощался со школой и классом. В кармане рядом с аттестатом лежал билет на самолет в Москву. Я возвращался на свою родину, в бывший Бабушкин, к своей бабушке поступать в институт и учиться дальше.
Потом, несколько раз я возвращался в Иркутск на зимние каникулы, встречался с друзьями, ходил на школьные вечера выпускников. С каждым годом наших выпускников становилось на этих вечерах все меньше, настал последний вечер и для меня. Потому что скоро и мои родители уехали из Иркутска, от него остались одни воспоминания.
Вот несколько фотографий Иркутска из 1968 года, моего последнего года пребывания там. Интуристы тогда снимали на цветную пленку и с хорошим качеством.

Аэропорт со стороны самолетов. Сколько раз я прилетал сюда и улетал.
Последний визит - 1974 год


Пересечение ул.К.Маркса с другой главной улицей, ул.Ленина.
Слева выглядывает здание института народного хозяйства, нархоза. Много моих одноклассников поступило туда.


Улица К.Маркса, одна из центральных улиц города.
Налево улица Урицкого (главная торговая улица) и рынок, оттуда я шел в школу, если приезжал на трамвае.
Направо заворачивал автобус № 2, приближаясь к школе. Там за поворотом было агентство Аэрофлота, около него остановка, потом дворами в школу.


Это конец ул.Урицкого, выходящий к ул.К.Маркса


Это конец ул Урицкого у рынка в 2010 году (из панорам Яндекса)
Tags: Иркутск
Subscribe

  • Водка носитель ракеты

    В 1996 году отмечалось 50 лет создания ракетно-космической отрасли. Наша ракетно-космическая корпорация "Энергия" тогда заказала на московском…

  • Гагарин мечтает

    Митрошенков В.А. "Земля под небом", страница 107 http://www.rulit.net/books/zemlya-pod-nebom-read-253071-107.html Слова Гагарина, записанные в…

  • Анекдот?

    У Humus один аноним привел: 1962 год. Лето, жарко. Привозят бочку с квасом. К бочке подходит старичок. - Скажите, я могу купить всю бочку разом? -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment