oldporuchik (oldporuchik) wrote,
oldporuchik
oldporuchik

Categories:

Компьютеры. Личный взгляд на советскую эпоху

Я не помню где и когда я услышал эту историю, не знаю место действия, но произошло это в военном институте.
На исходе советского времени отмечали юбилей начальника института, генерала, доктора и лауреата. Генерал-либерал не принимал поздравляющих в своем кабинете, а совершил обход своих подразделений, совместив рутинную процедуру обхода с получением поздравлений и подарков. Этим он также расширил круг поздравляющих и попутно обошел щекотливую проблему употребления спиртных напитков с подчиненными в служебных помещениях и в рабочее время. Тогда с этим было строго: борьба с зелёным змием.
Конечно, посетил он и вычислительный центр. Минут 10 занял обход, еще минут пять выслушивание поздравлений и, поблагодарив присутствующих, генерал повернулся к выходу.
— Одну секунду, товарищ генерал, пожалуйста, нажмите вот эту кнопку.
Генерал нажал. Тут же застрекотала БПМ (быстропечатающая машина) и из неё стала выползать широкая компьютерная распечатка. Это был портрет генерала, выполненный набором печатных символов. Генерал был расстроган. И, чрезвычайно довольный, удалился. Один из сопровождавших, заместитель генерала, полковник, задержался.
— А можно мне тоже нажать кнопку? — спросил он, надеясь получить свой портрет.
— Это только для генералов, — последовал ответ, которым полковник был полностью удовлетворен.
-----------------------------
Вы сейчас прочитали преамбулу моего сочинения, теперь будет амбула, по традиции не имеющая никакого отношения к преамбуле.

Моя линия жизни периодически подводила меня к компьютерам, а затем неуклонно отдаляла от них.
Компьютеры в средней школе
В ранней юности, окончив обычную восьмилетнюю школу, я поступил учиться дальше в весьма продвинутую школу в математический класс. Было это – Боже мой! – 50 лет назад.
Математику нам преподавал 10 часов в неделю специально приглашенный (не знаю, может быть и сам он напросился со своей какой-то целью) преподаватель из пединститута, Георгий Георгиевич. Очень серьезный и солидный человек. Мне запомнилось два его выражения:
Это всё равно что умножить сапоги на папиросы.
Не все люди Иваны, есть еще и Георгии.
Школа по инерции еще имела в своем названии слово «политехническая» - атавизм хрущевских одиннадцати классов. Предполагалось, что выпускники средней школы вместе с аттестатом приобретут рабочую специальность. Никиту погнали в 1964 году, а через два года состоялся последний выпуск 11-х классов. В том же году был и первый выпуск 10-х классов, то есть этот двойной объем выпускников создал адский конкурс для поступления в ВУЗ. В связи с тем, что срок обучения сократился на год, а объем школьной программы не уменьшился, а наоборот, имел тенденцию к росту, на производственное обучение повсеместно забили. Но не в моей школе. Все-таки она была лучшая в городе. Или одной из двух самых хороших.
Старших (9 и 10) классов в школе было по шесть штук от А до Е. И брали туда не всех подряд. Троечников у нас практически не было. Один класс был «физический», туда почему-то попадали ученики послабее, в основном мальчики. Для девочек был «химический» класс (почему химический?). Остальные четыре класса были «математические». Математики приобретали рабочую профессию программиста. Не знаю, что под этим понимало наше руководство, в школе никаких компьютеров не имелось.
Зато раз в неделю был урок программирования, где обучали… Все-таки 50 лет прошло, уже почти всё забыл. Припоминаю, что нас учили восьмиричной системе исчисления: перевод чисел из десятичной системы в восьмиричную и обратно, сложение умножение и прочее с восьмиричными числами и прочее такое малополезное. Когда эту восьмиричную хренотень вбили в головы, перешли к практическим занятиям. Натурально, эти занятия к восьмиричной системе никакого отношения не имели.
Забыл сказать, что наше политехническое образование базировалось на местном университете, на его вычислительном центре. И в начале нас стали тренировать на малых вычислительных машинах. Слыхали о таких? Нет, это не персональные компьютеры, до них было ещё лет 15. Это были дети и внуки Феликса. Для тех, кто не в курсе вот вам арифмометр Феликс, механический калькулятор.

Нас стали учить считать на электромеханических калькуляторах, где не надо было крутить ручку как на швейной машине. Там были электромоторы и сложнейшая механика. Результат считывался с цифр в маленьких окошках (как в электросчетчике, только там окошечек было полтора-два десятка). Калькуляторы были двух типов, «Рейнметалл» (их было побольше) и «Мерседес», внешне очень схожие. Судя по названиям, это была ещё трофейная техника. Работала она со страшным грохотом, но считала быстро и точно. Как вы можете понять, электронных калькуляторов тогда тоже еще не было.

А тут этот чудо-арифмометр представлен в интерьере.

Овладев малыми машинами, мы стали обучаться работе на больших ЭВМ, сначала теоретически. В университете была такая учебная ЭВМ «Урал-1». В то время эта одна из первых советских ЭВМ уже морально устарела, но еще работала и кормила свой обслуживающий персонал. Для вычислений в интересах университета служила более современная ЭВМ «Урал-4», нам её издали показали. Она была вдвое крупнее немаленькой «Урал-1».

Для обучения программированию ЭВМ не требовалась. Программы писали ручкой на бумаге. Потом её набивали на машинном носителе. И уже этот машинный носитель засовывали в ЭВМ и та считала. Или не считала и останавливалась. Она останавливалась когда заканчивала программу, когда программа была неправильная и ЭВМ попадала в ступор или когда просто ломалась. Имевшиеся ЭВМ «Урал» были выполнены на лампах, этих ламп было в них до чёрта, а лампы не очень надежная вещь, причем с ограниченным ресурсом. Среднее время наработки на отказ было около одного часа. То есть работала машина несколько минут – и останавливалась. Потом, после устранения неисправности, она могла проработать пару часов, потом снова остановка. Вокруг ЭВМ крутилось несколько инженеров и техников, обеспечивая её работу и ремонт.
ЭВМ «Урал-1» была одноадресная машина. Это значит, что в одной строке программы можно было записать команду и только один адрес, то есть число, имевшееся по данному адресу в машине. Число записывается в ячейку, а ячейка имеет уникальный адрес. Всякая команда, выполняемая ЭВМ, имеет код. А строка программы содержит код команды и адрес. Для выполнения арифметических действий одного адреса (числа) недостаточно, поэтому имеются еще и специальные ячейки без адреса. Главная из них – так называемый сумматор. Итак, имея перечень команд (точнее их кодов) можно уже, например, написать простую программу сложения двух чисел. Для этого нам потребуется четыре команды. Алгоритм будет такой:
Послать первое число в сумматор.
Сложить число из сумматора с числом в ячейке. При этом результат сложения будет находиться в сумматоре.
Послать результат (число из сумматора) в ячейку.
Напечатать результат.
Печатающее устройство напечатает результат. Или можно считать результат на пульте, но там результат будет в двоичной системе (которая элементарно пересчитывается в восьмиричную систему). – оно нам надо? И может случиться, что мы не успеем это сделать, потому что ЭВМ уже считает что-то другое, причем с большой скоростью.
Забыл сказать, что программы пишутся в восьмиричной системе. А выглядят строки команды как число: первые три цифры – код команды, затем адрес. Адрес ячеек назначается программистом исходя из выданного ему для работы адресного пространства ЭВМ. А как вы думали? Одна (работающая) ЭВМ в ВЦ, а программистов может быть много и каждый суёт в ЭВМ свою программу.
Закончив теоретический курс программирования и, одновременно 9-й класс, мы отправились на недельную практику на ВЦ университета. Предварительно были выданы задания: небольшая арифметическая формула, которую мы должны были вычислить, то есть написать программу для её вычисления.
Программы были написаны, далее надо было их перенести на машинный носитель. Носитель на «Урал-1» был архаичен – 35 миллиметровая зачерненная кинопленка. Перфоратор в соответствии с записанными в программе числами пробивал на пленке прямоугольные отверстия. Дырочка – единица, пропущенное место – ноль. На одной строчке помещалось десять дырочек. Одна дырочка – метка начала строки и три восьмиричных числа в двоичной системе. Одна строка программы занимала три строчки на пленке.
Пришли мы в университет. Нам показали, что положено. Стали набивать пленку. С грехом пополам набили. Потом проверяли, перебивали. Настал момент запустить наши программы на ЭВМ.
Ага! «Урал-1» не работает. Стали ремонтировать. Запустили. ЭВМ поморгала лампочками и остановилась. Опять ремонт. И так всю нашу неделю. От нечего делать я стал составлять квазипрограммы, которые на пленке выглядели как буквы, составленные в слова. Это и был результат моего годичного обучения программированию.

В 10 классе никакого программирования уже не было. Были только экзамены на аттестат зрелости.
Кроме отдельных слов из терминологии мне потом в моей жизни ничего не пригодилось.
И ещё. Через 7 лет после описанной практики на ВЦ я пришел молодым инженером на работу в КБ. В углу на шкафу пылился «Мерседес», вроде того, что на картинке выше. Когда-то на нем делали расчеты. Через пару месяцев наш отдел переехал в другое помещение, а «Мерседес» был брошен на старом месте.
Возвращаясь к преамбуле что можно сказать? Офицеры из ВЦ военного института сделали портрет начальника, что-то в таком стиле:

А я, будучи школьником, занимался на ВЦ университета тем же самым, только уровень и техники, и мастерства в моем случае был несоизмеримо ниже.
--------------------
Продолжение? Может быть
Tags: мемуар
Subscribe

  • К нам повадился вор-воробей

    Тьфу, не воробей, а голубь. Вот он, красава: А может быть не голубь, а голубка? Утром прилетит, дождется, когда ему насыпят пшена и хлебушка,…

  • Телефон-неавтомат

    Я помню, что до 1961 года телефон-автомат принимал 15-копеечные монеты (пятиалтынник).

  • Шарада

    Первый слог - лошадь. Второй слог - не совсем лошадь. Всё вместе - совсем не лошадь. Ответ под катом

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments